«Владелец клуба НБА «Бруклин Нетс» российский миллиардер Михаил Прохоров пообещал, что его клуб выиграет титул уже в самое ближайшее время.
- Для меня существует только одно место - первое, - приводит слова Прохорова Reuters. – Мы на правильном пути. Дайте команде еще три года, и она завоюет чемпионство»
«Советский спорт» от 24.09.2012
В минувший вторник спортивные СМИ, конечно, не смогли пройти мимо красивой даты – 500 дней до открытия Игр в Сочи. Не остались в стороне и спортивные отделы «непрофильных» ресурсов. Рассказывали главным образом о темпах строительства сочинских объектов и сроках их сдачи да обсуждали еще очередной, аллергической силы, экзерсис Президента оргкомитета Сочи-2014 Дмитрия Чернышенко, обнародовавшего слоган грядущей Олимпиады – «Жаркие. Зимние. Твои» (хотя cool – в английской версии слогана переводится скорее как «крутые»). Из несуразностей, произнесенных Чернышенко за последние шесть лет (начиная с прозвучавшего еще в 2006 году предложения превратить после Олимпиады конькобежную арену в крытый рынок), вполне можно книжку составлять, но речь пока не об этом. Я ведь, создавая свой блог, обещал о биатлоне писать – постараюсь от данного обещания не отходить.
500 дней – срок, строго говоря, вполне солидный, чтобы даже что-то очень серьезное совершить. На закате Советского Союза Станислав Шаталин и Григорий Явлинский собирались за эти дни ни много ни мало перевести отечественную экономику с плановых рельс на рыночные. Считали, что возможно, ссылались на опыт Польши. Программа «500 дней», понятно, провалилась уже на стадии обсуждения. Не того масштаба страной был СССР и не той сложности были в ней экономические взаимоотношения, чтобы вот так на ходу и по команде все переделать - пошумели и забыли.
Многочисленные прожекты, коими фонтанирует Михаил Прохоров, тоже забываются довольно быстро – хотя бизнесмен и политик предпринимает, кажется, все усилия для того, чтобы публика не заскучала. Скажем, стали реже вспоминать про Ё-мобиль – вот он политический проект в виде хождения в президенты и создания «компактной» политической партии. Уменьшилось количество упоминаний по поводу проекта поправок к Трудовому кодексу – вот, ознакомьтесь, с проектом Религиозного кодекса. Подзабыли спортивные деятели о программе глобального спортивного строительства, обнародованной после Игр в Ванкувере – после Олимпиады в Лондоне можно о ней напомнить (даже практически не переписывая). Средь таких ярких идей российский биатлон, тем более в летне-осенний период, право же, какое-то недостойное масштаба Михаила Дмитриевича мелкотемье. «Дружная биатлонная семья», собравшаяся в начале недели на тренерский совет в Чайковском, понимает это с каждым днем все отчетливее - хотя виду старается не подавать. Не вспоминал Президент СБР о вверенном его заботам спортивном союзе с апреля месяца (я по страничке в ЖЖ сужу да по публичным высказываниям) – так, наверное, и не царское это дело. Вот и летний чемпионат мира в Уфе открывался и проходил без его участия. Главный биатлонист страны в эти дни был на другом открытии – баскетбольного дворца в Бруклине, где отныне играет его команда. Опять же – что в том удивительного? «Бруклин Нетс» свое восхождение к победе в НБА еще только начинает, а российскому биатлону программа развития определена давно и на далекую перспективу – аж до 2020 года. И, кстати, успешно выполняется – 9 из 10 золотых наград летнего чемпионата мира остались в России, а всего 24 медали – исполнительный директор СБР и по совместительству первый вице-президент IBU Сергей Кущенко шефа в курсе держал.
Вернемся, однако, к 500 дням. Что знал российский болельщик и непосторонние биатлону люди за 500 дней до Игр в Нагано? Они знали, что у нас есть потрясающая мужская команда (чемпионаты мира 1996 и 1997) а также то, что в женском биатлоне мы тоже не затеряемся, потому что Ольга Ромасько - двукратная чемпионка мира в спринте, потому что Ольга Мельник - тоже призер, а еще на подходе молодежь в лице Куклевой и Ахатовой. А что было за 500 дней до Игр в Солт-Лейк-Сити? Был Павел Ростовцев и твердая надежда на успехи в эстафете – тем более, что наши женский и мужской квартеты носили звание чемпионов мира в этой дисциплине. А за 500 дней до Турина? Была могучая женская сборная, где чемпионкой могла стать любая, а в эстафете нам просто не было равных. За 500 дней до Ванкувера в женской сборной произошла смена поколений, и уже появились новые лидеры, а мужскую команду иначе как «золотым квартетом» в целом мире никто не называл. И еще одно важное событие за 500 дней до Ванкувера произошло – Михаил Прохоров пришел на хозяйство.
Что у нас за 500 дней до Сочи? Золото летних чемпионатов мира (если мерить в сухом остатке) и надежды, надежды, надежды… Вот сейчас еще этих тренеров поменяем, вот эту из юниорок поднимем, вот все ребята восстановятся, «простартуются»… Что до меня – мне российский биатлон больше всего напоминает СССР времен написания той самой программы «500 дней» - перестройка и ускорение уже стали темой для анекдотов, внешнеполитическое поражение не было очевидно разве что тем, кто вообще не был знаком с термином «внешняя политика», а самым актуальным вопросом экономического развития страны был – «когда все рухнет?» Но режим бодрился, активно писал законы, слал в массы бодрые реляции, и на общегосударственных форумах дух и традиции партийной дисциплины соблюдался если уже не неукоснительно, то подавляющим большинством. Президент рушащейся страны что-то без конца предлагал, делал назначения, перестановки, и как будто не догадывался о надвигающемся путче и развале единого и неколебимого. Вот и тренерский совет в Чайковском стал, по меткому выражению официального сайта СБР, «доверительным платежом» руководству Союза. То есть сказано в принципах отбора – достаточно пару раз с 1-го по 16-е место занять, предложено отдать на откуп решению тренерского штаба не одного, а двух спортсменов включать в состав – не раскачивайте лодку. Тренерский совет – не место для дискуссий. Кто еще не понял – им Сергей Кущенко дополнительно довел. Кто и после этого не понял – да и бог с ними – на решениях Совета это никак не могло сказаться, а со смутьянами после решат…
Цели ясны, задачи понятны – все за работу, товарищи! Летний чемпионат страны в разгаре. Сборников на нем, правда, нет почти никого – так они на летнем чемпионате мира все доказали. То есть - не то чтобы совсем все… Женская сборная Украины, как оказалось, способна с нами вполне успешно конкурировать – и Вита Семеренко за Ольгой Зайцевой может продержаться, и Лена Пидгрушная на финишном отрезке Светлану Слепцову может пройти даже по большому радиусу. Максим Чудов в тренировочный лагерь национальной сборной на два летних сбора попал, что называется, на средства региона – и тоже к контрольному старту подготовился как будто лучше товарищей по команде. Но это детали… Главное на сегодняшний день – Игры в Сочи. К ним все и готовятся. Опять же, не то чтобы совсем все – готовятся те, кто на централизованной подготовке находится. У них сейчас по плану отдых – перед следующим этапом подготовки. А те, кто стартует в Чайковском, в массе своей, готовится к тому, чтобы быть в Сочи «активными зрителями». Не все этим обстоятельством довольны.
Вот Николай Князев, например, рассуждает:
- Критерии отбора полностью подстроены под интересы сборной команды. В прошлом году они были жёстче, причём это касается всех соревнований от чемпионата мира, до чемпионата Европы. Теперь мы берём вместо одного уже двух человек на усмотрение тренеров и сокращаем пространство для спортивного отбора. К тому же нелепо выглядит условие, которое гарантирует спортсмену участие в чемпионате мира при двух попаданиях в 15 лучших. Все же было бы справедливо, поставить условие, хотя бы раз попасть в «шестёрку» лучших. Тогда было бы понятно, что спортсмен способен бороться за высокие места.
Кроме того, политика протекции основной сборной может убить мотивацию у других спортсменов и веру в справедливый отбор. Теперь им гораздо сложнее пробиться в команду. Приведу свежий пример. На чемпионате мира по биатлону старший тренер по резерву Александр Касперович не поставил спортсменов, которые готовились в сборной. В результате Пётр Пащенко, Илья Попов и Александр Печёнкин, имевшие лучшие результаты не смогли завоевать медаль. После таких решений нам тренерам трудно смотреть спортсменам в глаза.
Но кто такой Князев? Был старшим тренером команды «В» еще год назад – теперь в СБР кому его мнение интересно?
Валерий Захаров:
- Конечно, нельзя сделать такие критерии отбора, которые были всем хороши. Кто-то всегда останется недоволен. Но сегодня сборная команда получила колоссальное преимущество над всеми. Всё решают тренеры сборной и отдают приоритет людям, прошедшим централизованную подготовку. А как быть остальным? У людей просто нет никаких перспектив, и теряется смысл их подготовки. Чтобы использовать один-два шанса для отбора, нужно быть на голову всех сильнее. А ведь сборники и так имеют лучшие условия для подготовки, чем остальные. Не осталось ни одного старта, где все могли бы вместе собраться и реально выяснить, кто сегодня сильнее.
На это Сергей Кущенко, кому надо, доходчиво объяснит &‐ этот Захаров хоть и является главным специалистом в Ханты-Мансийске, вечно всем недоволен и слушать его – только аппетит себе портить.
Или вот Владимир Аликин, который, по версии руководства СБР, после Игр в Ванкувере от работы с национальной командой самоустранился (по какому-то нелепому стечению обстоятельств, мужская сборная в унисон с ним самоустранилась от борьбы за золото чемпионатов мира)
- Я, честно говоря, никак не могу понять – кто в тренерском штабе сборной принимает решения. Кущенко уверяет, что все отдано на откуп старшим тренерам. Но у меня вопрос – а, например, Министерство спорта, полномочия этих тренеров признает? Виктора Майгурова, который теперь фактически выполняет обязанности главного тренера вместо оттертого от команды Валерия Польховского, насколько мне известно, Минспорта вообще не рассматривает как ответственное лицо. Это, однако, не мешает Правлению СБР наделять его всеми полномочиями. Подозреваю, что если очередной сезон не задастся – именно его сделают разменной фигурой. Получается какой-то бред – без конца переставлять тренеров, словно речь идет о плохом хоккейном клубе, это руководство СБР делает охотно. А вот хотя бы отчасти разделить с ними ответственность за два подряд неудовлетворительных сезона – на это исполнительный директор пойти не готов. Я уже три года внимательно слежу за его поступками и теряюсь в догадках – за что он вообще отвечает и какое из данных обещаний он в состоянии сдержать? Год назад обещали, что собранная команда тренеров будет работать до 2014 года. Зачем обещали? Есть правда одно дело, с которым Кущенко справляется блестяще – это пиар. Эта способность могла бы принести нашему биатлону немало пользы – если бы Сергей Валентинович не пиарил в первую очередь самого себя, а расплачиваться не приходилось спортивными результатами и международным авторитетом нашей страны. Ведь совершенно очевидно – сразу после Сочи эта команда уйдет. С чем останется российский биатлон – как на спортивной арене, так и в Международном союзе биатлонистов – страшно даже подумать.
Есть еще особое мнение Валерия Медведцева и уж совсем особое – Валерия Польховского, которого Минспорта по-прежнему считает главным тренером сборной, а СБР – никем. Есть в этом какая-то удивительная закономерность – ни один из российских тренеров-функциональщиков, из завоевывавших со сборной в разное время олимпийское золото (Анатолий Хованцев, Валерий Польховский, Владимир Аликин) с национальной сборной России сейчас не работает. Руководство СБР не смогло найти с ними общего языка? Согласен, дилетанты редко находят общий язык со специалистами, а управлять и манипулировать человеком, который опытнее и умнее тебя – на такое мало кто из дилетантов способен. Приходится регулярно менять требования, цели и задачи, принципы отбора, структуру управления – создавать любую мыслимую «движуху», чтобы увести рабочую дискуссию от собственно рабочих моментов «в пучину высокой политики». И все это на фоне – «не мешайте, мы на правильном пути, дайте еще три года…».
Специалисты в области автопрома поняли истинную перспективу Ё-мобиля спустя два года после старта проекта. Российские политики (причем - как власть, так и оппозиция) сделали для себя выводы спустя год после выхода Михаила Прохорова на авансцену. В нашем биатлоне работа тандема «Прохоров-Кущенко» продолжается уже четвертый год. Право, не хочется в этой связи цитировать анекдот про отца, у которого два сына было умных, а третий спортсмен, и уж тем более, вспоминать бессмертную частушку про «мы с приятелем вдвоем работали на дизеле…» - но ведь не выходят из головы. Тем более, что до Игр в Сочи осталось уже менее 500 дней.
Константин Бойцов, Eurosport.ru