Новости биатлона

07.11.2012

Н. ЛАЛЫМ: «Каждая спортивная школа России обязана твердо знать – кого и как она готовит!»


Вместе с тем все эти годы самым болезненным вопросом было - почему недостаточное количество молодых, перспективных спортсменов приходят в юниорские, молодежные и национальные команды России? На мой взгляд, здесь стоит выделить два важных фактора.

Первый фактор – нет единой вертикали, о которой так любят сейчас говорит чиновники и законодатели. Вся масса детско-юношеских спортивных школ находятся в подчинении у самых разных «субъектов»: муниципальных властей, учреждений народного образования, спортивных клубов и коммерческих организаций. В последнее время появились даже школы-отделения на самоокупаемости, т.е. за счет средств родителей – решения вопроса провести лицензирование всех школ и дать им статус. Единственно правильным выходом, в ныне существующем «законодательном поле» здесь может быть лишь признание единой лицензии. ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ и так далее – все (независимо от источников финансирования) должны иметь государственную (выдаваемую министерством спорта) лицензию.

Второй фактор - в положении о школах и уставах школ необходимо четко прописать - чем школа занимается и каковы у нее цели и задачи.

Скажем - ДЮСШ готовит кадры для СДЮШОР; СДЮШОР готовит кандидатов в УОР; УОР - в ШВСМ, а уже ШВСМ - в сборные команды России (то есть – к выходу на международные старты). При всей банальности предложения актуальность его просто чрезвычайная. Сегодня ведь любая ДЮСШ стремится готовить кандидата сразу в сборную команду. Все это делается путем «героического преодоления» трудностей финансирования, спортивного отбора и бюрократических препонов, а также - забыв об остальных учащихся. При составлении «положения», в котором должны принять участие все заинтересованные организации, необходимо утвердить и документально закрепить саму структуру работы школы - чем и на каком этапе тренерский состав занимается и что он за это будет получать?

Я, например, вижу следующее построение:

- тренеры групп начальной подготовки - контакт с общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, отбор детей для занятий: начальная подготовка - работа с ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМ, развитие качеств общефизической подготовки.

- игровой тренер учебно-тренировочных групп 1-3 года обучения – дальнейшее развитие общефизической подготовки и стрельбы их ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ВИНТОВОК с использованием игрового метода.

- тренер учебно-тренировочных групп 4-5 года обучения – развитие общефизической подготовки специальной функциональной подготовки, ПЕРЕХОД НА СТРЕЛЬБУ ИЗ МАЛОКАЛИБЕРНОГО ОРУЖИЯ с использованием игрового метода.

- тренер групп СС (1 год обучения) - дальнейшее совершенствование общефизической и функциональной подготовки, а также комплексная подготовка. Цель этого этапа - ПЕРЕДАЧА В УОР и СДЮШОР подростков, выполнивших норматив кандидата в мастера спорта.

- тренеры групп СС (2-3 год обучения) - совершенствование общефизической и комплексной подготовки. ПЕРЕДАЧА В ШВСМ тех, кто выполнил норматив мастера спорта.

- тренеры групп высшего спортивного мастерства в ШВСМ - подготовка резерва в сборные команды России.

Я не настаиваю на том, что ребенок пришедший заниматься биатлоном (да и любым спортом) должен последовательно пройти все вышеназванные ступени, но логика процесса должна быть именно такой и должна соблюдаться неукоснительно.

Что еще необходимо прописать в положении о школах? Тренер, передавший спортсмена в следующее звено, следующую группу в своей школе или в школу региона в течении трех лет участвует в подготовке своего воспитанника как второй тренер и получает при этом зарплату на уровне 50% от тренера, которому он передал спортсмена (помимо собственной ставки). Такое правило станет гарантией того что при достижении его спортсменом высоких результатов он не будет забыт в получении, например, звания Заслуженный тренер России.

Еще один важнейший момент (он может и должен быть решен после только решения первых двух, не прыгая через голову) ПРОВЕСТИ ПОЛНУЮ РЕВИЗИЮ всех школ регионов. Внимательно изучить состояние спортивной базы, наличие оружия, инвентаря, поступления финансов от организации-учредителя, профессионального соответствия тренерского состава, методов селекционного отбора учащихся (в обязательным присутствием медицины на начальном этапе, например), регулярности и интенсивности занятий в школе. Конечно, сделав эту ревизию мы придем к выводу (к нему, собственно, уже пришли все грамотные специалисты-тренеры) - в великой биатлонной России этим профессиональным требованиям соответствуют 5-8 школ. Остальные живут и работают в каменном веке - работают неэффективно (чтоб не сказать – губительно для растущего организма воспитанников), топчутся на месте, съедая бюджетные средства и самих себя (нездоровая обстановка между участниками процесса). Вывод тяжелый, но не признав это документально, мы не преодолеем ту самую критическую массу, держащую наш биатлон в состоянии стагнации.

Наконец, еще один принципиальный момент - он касается сборных России. Необходимо на уровне инстинктов и эмоций закрепить в сознании всех тренеров и руководителей – национальные команды не должны быть «средним» или даже «низшим» звеном, решающими вопросы начального образования. Как Академия наук не имеет права принять в свои ряды специалиста недостаточной квалификации, так и сборная команда не должна быть «вечерней школой» для «недоучек». Сборные команды России должны обучить достойных представителей (выпускников по сути) региональных школ высшему мастерству, специфике борьбы на международной арене, подвести психологическое состояние, функциональную и стрелковую подготовку на уровень успешной конкуренции в элите.

В свое время мне довелось работать по договору в городе Яхимов (Чехия), где моя группа часто проводила совместные тренировки с немецкими биатлонистами. Отличие немецкой системы от нашей как раз в том, что у них четко отработана система передачи спортсменов из низших звеньев в высшие, хорошее обеспечение оружием и инвентарем – отсюда и немецкая дисциплина, о которой так много говорят. Еще важно - система работы тренерского состава сборных Германии ОТКРЫТАЯ – они оперативно делятся всем новым и «хорошо забытым» старым, делают общее дело. Притом делают они его не в одиночку - в отличие, увы, от многих и многих наших тренеров. Даже маститым немецким специалистам не зазорно работать в юношеской команде. Скажем, Франк Ульрих великий биатлонист и многолетний наставник мужской сборной (Люк, Гросс, Фишер, Зендель, Грайс и многие другие завоевали свои главные титлы именно под его руководством) сегодня работает со сборной командой юношей, но, кстати, получает зарплату как национальный тренер.

Вот вкратце что я хотел сказать. Еще много есть задумок и предложений, но, к сожалению, обратная связь с СБР очень слабая – такое впечатление что кроме СОЧИ-2014, никто ни о чем думать не хочет. Хочется спросить – после 2014 года мы закроем в России биатлон или будем делать его заново? Сколько уже этого было? Где та система воспроизводства, где «пирамида» (хотя бы ее фундамент или заметный глазу специалиста «каркас») о которых говорили еще в декабре 2009 года?

С уважением, Заслуженный тренер России Николай ЛАЛЫМ 

Другие материалы



0

Партнеры сайта