Друзья, любители спорта – особенно поколения младше 40 лет
Я прежде не писал на сайт Александра Ивановича – хоть и регулярно читаю на нем публикации и комментарии на различных сайтах. Давно не питаю иллюзий насчет интернета. Безусловно, это прогресс в смысле доступности и обмена информацией. Но вместе с тем это и зеркало человеческой культуры. В прежние времена письмо или вопрос читателя какой-нибудь газеты проходил какой-то редакторский фильтр, по крайней мере на предмет грамотности и культуры речи. Интернет этот барьер снял и на форумах и в социальных сетях каждый пишет что хочет и о чем хочет. Нередко собственное мнение автор письма или реплики не подвергает никакой цензуре и даже сомнению. С безапелляционной уверенностью часто сообщаются откровенные глупости, притом, порой в самой хамской манере, которой и сам бы автор убоялся – веди он диалог напрямую со своим виртуальным оппонентом. Что ж, это тоже веяние времени и к этому тоже надо привыкать – как привыкли мы к мобильным телефонам, безналичным платежам и многому другому.
Сам я почти ровесник Александра Ивановича. Работаю в системе «Динамо» в Челябинске – то есть еще и земляк выдающегося биатлониста. Никогда не был его близким знакомым, но никогда не считал его посторонним для себя человеком. И лично общались, и за судьбой его внимательно следил еще с тех времен когда Тихонов завоевывал славу советскому биатлону.
Друзья мои, что же вы тут пишете порой? Читаю – стыдно становится. Преступник, авантюрист, зло для российского биатлона. Что еще напишете? Я понимаю, при желании можно собрать любые аргументы и засандалить из них что-нибудь скандальное – чтобы тебя обсуждали и читали. Можно, например, написать, что Пушкин был бабник, кутила, писал на заказ влиятельным людям своего времени и был при этом в долгах как в шелках. Это и будет главной правдой о Пушкине? Друзья, подобными репликами движет собственное уязвленное самолюбие и неизжитые детские комплексы сообщить всему миру что тот, кто хороший – на самом деле дурак. Этому в пединститутах учат, который я закончил в свое время.
Александр Иванович – человек живущий биатлоном с 19 лет. Живущий непрерывно и круглосуточно – без выходных и перерывов на обед. Считать – сколько он дал и сколько он получил от биатлона – удел уязвленных собственными неудачами и ошибками людей. Он вошел и написал историю биатлона – одним этим уже сказано все. Критики найдутся и у Анатолия Тарасова, и у Валерия Харламова, и у Василия Алексеева и Евгения Гришина – все люди неординарной судьбы неординарно прожили жизнь, не по лекалам и правилам. Человек, взошедший на вершину Олимпа – уже обладает некими знаниями, недоступными для тех, кто там не был, и уже потому заслуживает права быть выслушанным, человеческого уважения. Или вы полагаете, что наиболее авторитетным мнением о самолетах обладает человек никогда не сидевший за штурвалом, а заслуженный летчик-испытатель – набитый дурак?
Закончив карьеру спортсмена Александр Иванович многое пробовал – потому что жизнь бросала ему вызовы и он их принимал, не соглашаясь с тем чтобы только обивать пороги и просить милостыни за былые заслуги. У него было немало бизнес-проектов, притом немало успешных. Какие-то из них закрылись – а сколько их всего закрылось по стране? Зато сколько пользы принесли они биатлону в самые трудные для него годы – в середине 90-х. Ошибался ли Тихонов? Ошибался. Потому что доверял, потому что работал со многими людьми, потому что пробовал порой то, что не пробовал никто. Но сколько великих вещей в истории человечества были совершены по ошибке – открытие Америки не первая и не последняя ошибка homo sapiens. При всем при этом Тихонов, подобно Маяковскому, «был и остается», а большинства его критиков «не было, нет и никогда не будет». Задумывайтесь об этом, друзья – когда кидаете грязью в человека, который работает на благо биатлона. Задумывайтесь хотя бы над чистотой собственных рук. Александру Ивановичу все равно, что вы о нем думаете – он о вас вообще ничего не думает.
Борис Лейкин