- После ухода всем известного швейцарского итальянца борьба очень сильно преобразилась, - сказал Александр Тихонов. – Так и напишите от моего имени: Рафаэль Мартинетти – жулик! А как только он ушел, изменились не только правила борьбы, но и отношение к борьбе. Какому-то идиоту пришло в голову исключить борьбу из программы Олимпийских игр. Если бы я знал, кто это придумал – вызвал бы его на ковер! Причем, сам вышел бы с винтовкой! Олимпийские игры начинались с единоборств – борьба была всегда! И борьба сегодня, после смены руководства международной федерации, преображается, развивается очень качественно. В борьбе мне больше всего нравится атмосфера. Борец борцу – брат. Ни в одном другом виде спорта нет такой дружбы и такого юмора! Борьба – это что-то невероятное. На ковре в схватке может чуть ли до драки не дойти, но после финального свистка все обнимаются и улыбаются. А ещё борцы очень гостеприимные, как они накрывают «поляну» – не накрывает никто! После моего ухода из биатлона там даже близко такого нет. Вы же меня знаете, я люблю красивые столы. Совсем недавно вернулся из Грозного, второй год присутствовал на кадыровском турнире. Спасибо большое за личное приглашение Рамзану Ахматовичу. Борьба на Кавказе – это что-то!
- Когда вы впервые побывали на соревнованиях по борьбе?
- Это произошло в 1966 году в городе Новосибирск. Мне тогда было 19 лет. Я своими глазами видел схватку Александра Медведя и Александра Иваницкого! Та встреча перед глазами по сей день! Залы тогда были маленькие, я смотрел тот поединок практически с ковра! Кстати, совсем недавно я ездил в Минске, побывал в гостях у Александра Медведя. Он подарил мне два диска со своими схватками. Я пересмотрел все его победы, и скажу – это украшение ХХ века!
- Может быть, что вы впервые увидели борьбу именно в Новосибирске, дало толчок нашему самому прославленному классику – Александру Карелину?
- Когда я закончил спортивную карьеру, именно я призывал Сашу Карелина в армию – был тогда начальник штата спортивной команды. Он призвался в армию в воинскую часть 7406. Был направлен в мою роту и на мою кровать! У нас, у двух Александров, всё связано.
- То есть, ваша кровать – семикратный победитель Олимпийских игр?
- Да, и ещё дважды – серебряный призер. Вообще, кумир моего детства – легкоатлет Владимир Куц, побеждавший на Олимпиаде на дистанциях в 5000 и 10000 м. Но на рубеже веков моим кумиром, конечно, стал Саша Карелин. Что он великолепный борец – ясно каждому, но он ещё очень умный и начитанный. Да что там говорить, Карелин – украшение российского спорта! На сегодняшний день Саша остаётся моим кумиром.
- Правда, что вы сами во времена молодости заходили на борцовский ковер?
- Да, я одевал шлем – чтобы уши не обломали, и выходил на ковер, спарринговал с вольниками. И, знаете, спарринговал достойно (улыбается).
- Почему вы не попробовали себя на соревнованиях?
- У меня в деревне не было борьбы – только лыжи, впоследствии – биатлон.
- Вы дружите с руководителями Федерации спортивной борьбы России. Подсказываете им в чем-то?
- Вы знаете, я привык так: лезу только туда, где я всё знаю. На всё есть свои профессионалы. Да, зачастую в спорт тащат людей, которые к спорту не имеют никакого отношения. Хотя борьбой должны заниматься борцы, биатлоном – биатлонисты, а сапожник должен шить сапоги. Признаться, я завидую борцам – выходцам из малых республик, с Кавказа. Посмотрите – они все на своих местах.
- Роль Михаила Мамиашвили в развитии борьбы важная?
- Если бы не Миша, учитывая горячий характер участников борцовских соревнований, я не знаю что было бы. Миша – мой большой друг, нашей дружбе – более 30 лет. Мы дружим, как братья. Как были братьями с Иваном Сергеевичем Ярыгиным. И если бы не Михаил Геразиевич, борьбу исключили бы из Олимпийских игр. День, когда борьбу оставили в программе Олимпиады, нужно выбить на золотой пластине, а рядом написать две фамилии – Путин и Мамиашвили.
- За кого вы болеете на Кубке России?
- За Алексея Мишина, олимпийского чемпиона 2004 года. Ему уже 36 лет. Сегодня он борется в сборной России в категории до 85 кг, а здесь в интересах команды заявился рангом выше – в категорию до 98 кг. И посмотрите – одержал две уверенные победы в чужом весе!
- А как вы относитесь к вольной борьбе?
- Я обожаю оба стиля. Но по характеру я – вольник, хватаюсь за всё, что угодно (смеётся). Но, конечно, надо понимать прелести и той, и другой борьбы. Чтобы вольник пришел в классику – это редкость! Но и такой случай сегодня есть – Билял Махов. Дай Бог ему удачи и побед! В вольной борьбе меня восхищали многие спортсмены – и Арсен Фадзаев, и Бувайсар Сайтиев, и Сослан Андиев, и Адлан Вараев, и Леван Тедиашвили. Само собой, Ваня Ярыгин. И этот список можно продолжать! Я был в гостях у Артура Таймазова – это легендарная семья. У него же есть брат Тимур, у которого две олимпийские медали. Он штангист, но я зову его «грузчиком» (смеётся).
- 21 декабря во Владикавказе...
- Знаю-знаю, пройдёт турнир, посвященный 70-летнему юбилею тренера Казбека Дедегкаева! Тренер – отец и мать для борца! Дети, приходящие в спорт, проводят в зале времени больше, чем дома. Тренер зачастую даёт детям больше, чем родители. Я очень рад, что Кубок России по вольной борьбе пройдет именно во Владикавказе. Я очень люблю Кавказ! За прошлый год, например, я четыре раза побывал в Грозном. Я видел Грозный и разбомбленным. Большая заслуга Рамзана Кадырова – сегодняшний Грозный. У сильных мира сего всегда есть оппозиция, но вы посмотрите, что воздвигнуто сегодня! Грозный – самый безопасный город России. На Кавказе вообще везде чистота и порядок. Но главный козырь Кавказа – уважение к старшим и великим!