"Отрывок из документальной книги «Пропаганда»"
В 90-е в России была популярна шутка: «Как избавиться от оборотней в погонах? Очень просто. Передать функции охраны правопорядка организованной преступности». Мол, незачем будет кого-то подкупать. А поскольку преступность организованная, то и реорганизовывать ничего не придётся. Кругом выгода и экономия.
Видимо, именно тогда в головы передовой части правоохранителей пришла мысль, что пока не отдали охрану правопорядка на откуп преступникам, нужно преступный бизнес включить в правоохранительную систему.
Все, что Вы прочитаете дальше написано на основании официального обращения к Президенту РФ человека, лично пострадавшего от главного борца с преступностью в СФО.
В 1992 году из системы МВД уволился зам. начальника уголовного розыска Новосибирского областного управления Юрий Фёдоров. О причинах увольнения сегодня у него спросить невозможно. Фёдорова убили 16 октября 1999 года. Убили уже как одного из самых богатых людей Новосибирска. Но мотив увольнения с высокой долей вероятности предположить вполне реально. Шёл полный передел наследия социалистического прошлого и люди в погонах не хотели остаться в стороне от этого интересно и весьма прибыльного процесса. Причём есть основания полагать, что переход правоохранителей в предприниматели был структурным, и номинальное увольнение с государственной службы не разрывало связей с прежним местом работы, а являлось частью плана совместной и обоюдовыгодной коммерческой деятельности с действующими руководителями силовых структур.
Как показало время, бывшие сотрудники МВД, прокуратуры и КГБ на стартовом отрезке накопления капитала имели серьёзные преимущества. Они обладали навыками оперативной работы, знали законы, имели давние связи в правоохранительной системе и органах власти, владели оружием и сохранили каналы доступа к нему, могли получить информацию о конкурентах, как легальных, так и криминальных.
После убийства Фёдорова издание «КоммерсантЪ» в статье «Застрелили разведчика недр»(https://www.kommersant.ru/doc/227987) писало: «основные доходы Фёдорову приносила сдача в аренду помещений нескольких находящихся в центре города зданий „Новосибирскгеологии“, а также построенный им пивной бар „Бочка“». Однако никто не знает, во сколько именно оценивается состояние Фёдорова. Известно лишь, что он считался «одним из самых богатых людей в городе и помимо банковских сбережений владел недвижимостью как в России, так и за рубежом». И ещё одна цитата: «…уйдя из областного УВД, не перестал преследовать тех, кого он считал преступниками. Ему ничего не стоило запугать известных в городе бизнесменов тюрьмой, так как он очень много о них знал и, пользуясь своими связями, мог получить любую информацию». Проще говоря, Фёдоров специализировался на вымогательствах и рейдерстве.
При этом, представители правоохранительных структур декларировали, что основной версией преступления является месть со стороны бывших клиентов — посаженных Фёдоровым преступников.
Так ли это?
Предприятие «Новосибирскгеология» было основано в 1949 году. Открыло большую часть нефтегазовых месторождений в Западной Сибири. Во времена СССР бурило более 1 миллиона кубометров скважин в год. На начало 90-х сохранило базу бурового оборудования и штат квалифицированных специалистов. Но развал промышленного производства и распад государства сказался и на предприятии. К 1997 году ОАО «Новосибирскгеология» имело долг более 200 миллионов рублей.
Управлением ОАО «Новосибирскгеология» занимался бывший сотрудник МВД Шкиренко М. В. в должности генерального директора (владел 33% пакетом акции). Замом по безопасности трудился бывший работник прокуратуры Белоус С. А. (доли в предприятии не имел). Профессиональные качества и связи давали возможность группе Федорова без особых затрат и проблем прибирать имущество к рукам. Но эффективно управлять им не получалось. Именно поэтому Фёдоров предложил предпринимателю Евгению Богораду стать совладельцем ОАО «Новосибирскгеология» с долей в размере 33% и возглавить предприятие.
Юрий Фёдоров был уверен, что данный бизнес может зарабатывать деньги не только сдачей в аренду помещений в принадлежащих ему зданиях в центре Новосибирска, но и выполняя буровые работы для нефтяников и газовиков. Расчёты Фёдорова оправдались. Был получен объем работ от ТНК с пятилетней перспективой. Бизнес становился прибыльным и Фёдоров решил избавиться от своих старых партнёров, тормозивших развитие предприятия. Шла подготовка к собранию акционеров.
Снова цитируем «КоммерсантЪ»: «В день убийства Фёдоров должен был отправиться по делам в Москву, а оттуда — отдыхать на Кипр. В 4.50 он вышел из своего дома по улице Вокзальная магистраль и направился к стоящей рядом служебной машине. Навстречу ему вышел водитель. Вдруг двое работавших неподалёку дворников бросили метлы, подбежали к водителю сзади и оглушили его. Шофёр упал, а преступники бросились к Фёдорову и в упор буквально изрешетили его из пистолетов».
Выходит, что бывшего сыщика убили из-за нефтяных денег?
Не стоит торопиться
Как выясняется, интересы Юрия Фёдорова не ограничивались баром «Бочка». Информированный источник говорит: «Фёдорова, Шкиренко и Белоуса связывало ещё и то, что они занимались банкротством крупных предприятий. Так они обанкротили металлургический завод им. Кузьмина».
Именно здесь появляется тема, связывающая бывших и действующих сотрудников силовых структур.
Участник тех событий поясняет: «В банкротстве принимали участие Белоус, Атапин, Шкиренко, Чеблуков. Для того, чтобы можно было получать доходы и в ходе банкротства, Белоус через связи Атапина вышел на бизнесмена Сидоренко Л. И. владельца ООО «Строймонтаж». Сидоренко предложили долю в заводе в обмен на финансирование работы завода через свои счета.
Сидоренко знал, что Белоус — человек опасный, организовавший на пару с Шкиренко, как минимум, три убийства (милиционер и прокурор! Прим. автора). Так же Сидоренко имел информацию, что все свои действия Белоус согласует с Юрием Михайловичем Прощалыкиным. Сидоренко встретился с Прощалыкиным, возглавлявшим на тот момент ЗС РУБОП и получил его гарантии. В результате в обход налоговых органов пошли миллиарды рублей с завода им. Кузьмина».
Информированный источник подтверждает: «Мне известно, что после завода Кузьмина Прощалыкин, Белоус, Атапин, Шкиренко, Чеблуков и Сидоренко обанкротили большое количество крупных объектов, такие, как «Макаронная фабрика №1», завод им. «Кима»и другие».
Из всех обанкроченных объектов организация Прощалыкина не смогла прибрать к рукам только ОАО «Новосибирскгеология».
Из чего можно сделать вывод, что заказчиками отстрела Юрия Федорова были как раз Шкиренко и Белоус. А мотив вполне тривиален: «Группа Прощалыкина опасалась, что зарвавшийся партнёр сможет вывести из-под их контроля и другие обанкроченные предприятия».
То, что сотрудники МВД по горячим следам объявили главной версией убийства, «работу в правоохранительных органах» объясняется просто. С одной стороны героизировалась личность борца с преступностью, с другой — отводились подозрения от истинных заказчиков. Естественно, что убийство Юрия Фёдорова осталось не раскрытым.
Если для Юрия Фёдорова конфликт с группой Прощалыкина обернулся похоронами, то для Евгения Богорада — уголовным делом и эмиграцией.
Вот, что он пишет в своём заявлении в Генеральную прокуратур РФ: «Я никогда не шёл на контакт и держался от этой группы отдельно, хотя неоднократно имел от них предложения участвовать совместно в их незаконной деятельности».
Далее Богорад вспоминает, как приобрёл квартиру в центре Новосибирска. К нему на улице подошёл Александр Дмитриевич Никитин. В то время ещё не генерал, а мальчик на побегушках у Юрия Прощалыкина. Никитин поинтересовался, на каком основании была куплена квартира. Богорад отказался разговаривать на эту тему. Последовали угрозы. Вскоре, по странному стечению обстоятельств, квартира сгорела.
«В 2005 году я построил в центральной части города Новосибирска здание «Бизнес-Центр». Обманным способом здание захватили члены первомайской ОПГ: Чкалов Валерий и Поляков Илья. Зная, что Прощалыкин «крышует все группировки города,… мною было принято решение обратиться к одному из руководителей МВД России. Он… прилетел в Новосибирск. Его встреча с Прощалыкиным проходила при мне, хотя я был уверен, что Прощалыкин не будет решать данный вопрос, … так как находится со всеми ОПГ в финансовых связях. На встрече Прощалыкин сказал, что решит вопрос в течение двух недель».
Московский начальник уехал. Через две недели Юрий Михайлович предложил Богораду встречу с… Труновым (один из лидеров Ленинской ОПГ)! Мол, с первомайцами может решать только Трунов. Почему начальник ОРБ ГУ МВД по СФО отказался разбираться с первомайцами? Ответ, по версии Евгения Богорада, простой. Поляков передал главному борцу с организованной преступностью 500 тыс. долларов…
По итогам данного эпизода Москве был инициирован процесс увольнения Юрия Михайловича. Но деньги в наше время решают все. Сколько именно было увезено столичному начальству неизвестно. Только Прощалыкин сохранил своё место и даже получи повышение.
Юрий Михайлович, как утверждают, не относится к категории людей, прощающих обиды. Но исповедует истину, что месть лучше подавать холодной.
Повод для сведения счетов с Богорадом появился в 2007 году. К этому времени Евгений Богорад уже работал в системе ФГУП ФТ — Центр в должности заместителя генерального директора. ФГУП ФТ занимается управлением и возвратом федерального имущества. Евгений Богорад принял деятельное участие в разрешение спора между администрацией НСО и РФ по зданию Красный проспект, 25, площадью 10 000 кв. м. и оценочной стоимостью 100 миллионов долларов США. Васили Юрченко, на тот момент вице-губернатор категорически возражал против передачи собственности в федеральное имущество, неоднократно встречался с Богорадом и угрожал, что в случае, если здание области не вернут, организует чиновнику большие проблемы.
«Позже мне стало известно, что Юрченко обратился к Прощалыкину и ими была выработана следующая схема: Юрченко вышел на зам. руководителя „Росимущества“ Максимова С. И., передав ему взятку в 1 миллион долларов. Максимов послал проверку „Росимущества“ в филиал ФГУП по СФО, где, якобы, были выявлены нарушения и он же, Максимов, обратился в МВД (к Прощалыкину) для возбуждения против меня уголовного дела».
На момент возбуждения уголовного дела Евгений Богорад уже более полутора лет не работал в ФГУП по СФО и проживал в Москве.
«После этого, в течение месяца здание по адресу Красный проспект, 25 было изъято судебными приставами и передано за 150 миллионов рублей организации Юрченко и Прощалыкина. На тот момент в отношении ФГУП велись проверки, осуществляемые МВД по СФО и, конечно, не заметить, как в спешке выводят данный объект, было бы невозможно».
С подачи Юрия Михайловича было сфабриковано масштабное дело. Следствием занималось 75 следователей.
Богорад попросил Шкиренко узнать, чего от него хотят. Шкиренко встретился с начальником следственной части ОРБ ГУ МВД по СФО Виртом, а после встречи передал, что нужно готовиться к самому худшему. «Будут отнимать все»!
Евгений Богорад уехал за границу. И здесь появляется ещё одна характерная деталь работы группы Прощалыкина. После отъезда главного фигуранта были арестованы его родственники. Институт заложников никто не отменял…
Дело по ОПГ Богорада развалилось в суде в 2014 году. Из шести подсудимых, которым инкриминировали нанесение ущерба в 258 миллионов рублей, двоих оправдали полностью. Четверым дали условные сроки. И эти сроки появились только потому, что нужно было объяснить многолетнее нахождение обвиняемых в СИЗО.
Интересы группы Прощалыкина распространялись на все, что могло принести доход. В погоне за деньгами и властью люди в погонах не останавливались ни перед чем.
Из трупов, появившихся в результате передела игорного бизнеса в Новосибирске, можно организовать отдельное кладбище и оно не будет казаться слишком маленьким. Ярослав и Андрей Вагины, Панов, Бойков, Шуляков, Упоров. Список не сложно продолжить.
И вот, что характерно: в какую кровавую историю ни ткнись, везде всплывает фамилия будущего генерала, позже разжалованного в зеки, Никитина. Именно этот любимчик Юрия Прощалыкина появлялся в нужный момент и сообщал конфиденциальную, но абсолютно достоверную информацию: кто заказал очередную жертву. После чего появлялись новые трупы.
Уже в середине двухтысячных отстрел был заменён на посадки. Так появилось уголовное дело против Олега Иванова, в котором свидетелем выступил… Александр Никитин. И на суде будущий разжалованный генерал утверждал, что лично знает наверняка: Иванов заказал Шулякова «Хипаря». Правда, все обвинения оказались «закреплены» фальсифицированными уликами и экспертизами, но зато появилось первое «раскрытое» убийство в серии смертей владельцев казино.
Из источника, не доверять которому сложно, известно, что к началу 2000-х все казино Новосибирска работали на ЗС РУБОП и ушли под контроль Юрия Прощалыкина.