Главный тренер сборной России Валерий Польховский поделился впечатлениями после первого месяца работы с национальной командой, а также озвучил некоторые задачи, стоящие перед ним и его тренерским штабом в преддверии очередного сезона.
"Прежде всего, время было положено для того, чтобы повстречаться со всеми командами, тренерами, спортсменами, обслуживающим персоналом. Было много раз сказано, что мы выходим на новый уровень. Чтобы этого добиться, нужно сделать большой объём работы, который необходим для достижения высокого результата. Мне кажется, что эти слова доходят до спортсменов. Мы должны проделать большой объём работы с хорошей интенсивностью, после которой мы можем ждать изменения в результатах. Если такого объёма не выполнять, то не видать нам хороших результатов. Только труд может помочь нам сегодня выйти в лидеры.
В течение мая-июня я проехал по сборам всех команд. А их у нас сейчас восемь. Круг замкнут. Во всех командах проведены необходимые мероприятия. Мы определили правила игры, по которым будем жить в этом сезоне. Основная задача — выстроить систему работы всех команд, начиная от юниорской и заканчивая национальной. Нужно определить степень выполнения нагрузок, её интенсивность. Не должно быть никакой самодеятельности. Все планы обсуждаются, идут дискуссии, а потом приступаем к выполнению заданий. Контроль планов, конечно, необходим, но нужна и коррекция, потому что тренерский штаб находится в поиске. Коррекция планов будет происходить постоянно.
Отличия (в планах команд "А", "Б" и резерва – прим.) имеются, они небольшие. Прежде всего, есть различия по интенсивности и объёму работы. Мы стараемся беречь молодых спортсменов, выполняя определённый объём работы с небольшой интенсивностью. По мере перехода биатлонистов из юниорской команды в молодёжную, из молодёжной в команду "Б" и т.д. нагрузки увеличиваются как в плане объёма, так и в плане интенсивности. У команд "А" и "Б" есть небольшие расхождения, потому что они нацелены на конечный результат — этапы Кубка мира и Кубка IBU, а также чемпионат мира. Есть различия, которые продиктованы возрастными особенностями спортсменов.
Мы планируем делать, как можно больше ротации в составе. Наша задача — просмотреть максимальное количество людей, проходящих подготовку в командах "А" и "Б". Поэтому мы уже сейчас готовим спортсменов к этому. В биатлоне есть примеры, когда спортсмены высокого уровня из немецкой или норвежской команд выступали в Кубке IBU. В этом нет ничего страшного — спортсмены должны это понимать.
У тренеров есть свои виды на каждого биатлониста. Мы также хотим просмотреть максимальное количество спортсменов в эстафетных гонках. Хотим, чтобы биатлонисты пробежали на различных этапах эстафеты. Это тоже своего рода ротация, спортсмены приобретают опыт для выступления на главном старте сезона.
Мне показалось, что сегодня тренеры буквально всех команд нашли понимание со спортсменами. Есть диалог, а это обнадёживает. Биатлонисты команд "А" и "Б" обладают своим личным опытом, тренеры не имеют права не прислушаться к мнению спортсменов. Идёт конструктивный диалог. Тренерский штаб проводит беседы с каждым биатлонистом. Во время бесед выявляются положительные моменты, а также элементы, над которыми нужно поработать, обсуждаются бытовые вопросы: в какой ситуации находится спортсмен, где он живёт, какая у него семья, какие проблемы. Мы видим прогресс в этой части.
Да, в этом направлении (психологии – прим.) проблемы есть. Мы это видим на протяжении ряда лет. Ребятам из молодёжной и особенно юниорской команды необходима помощь психолога. Для достижения высокого результата всегда не хватает совсем чуть-чуть, особенно это касается стрелковой подготовки. Хотя некоторым спортсменам необходим психолог и в том, чтобы добиться умения настраиваться на старт. Мы знаем эти проблемы, пытаемся их решить. В этом году мы ведём переговоры со специалистами. Думаю, что в ближайшее время привлечём их к работе.
Спортсмены вспоминают свои удачные и неудачные старты, обсуждают с тренером пути выхода из ситуаций — от этого общения будет положительный результат. "Фирменный стиль" заключается в умении выслушать и понять спортсмена, а также помочь ему максимально реализоваться. Перед тренерами стоит серьёзная задача.
Нужно было видеть горящие глаза Николая Лопухова, обладающего колоссальным опытом и заслугами. Молодым тренерам стоит у него поучиться. Он напрягает все свои мысли и опыт, чтобы аккумулировать всё в тот промежуток времени, который остался до сезона и чемпионата мира. Каждая тренировка обсуждается в тренерском коллективе, каждый тренер имеет право выступить и доказать свою правоту. В этом споре рождается истина. Только после этого составляется план и осуществляется его выполнение. По-другому быть не может.
У спортсменов во всех командах видна мотивация — у девочек и ребят горят глаза, она хотят выступать достойно. Никому неинтересно занимать места ниже 4, 5, 6. Мы воспитываем спортсменов, которые готовы бороться за медаль на любом уровне соревнований. Если у нас это получится, то значит, мы сделали всё правильно. Сейчас созданы все условия необходимые для качественного обеспечения тренировочного процесса. Команда не имеет проблем с обеспечением. Во всех командах очень хорошие условия. Со стороны руководства Союза биатлонистов России и министерства спорта делается всё возможное, чтобы тренировочный процесс проходил на самом высоком уровне.
Сейчас много муссируется о гипернагрузках… Скажу, что работа выполняется большая. Если вспомнить 2002–2006 год, то в этот период женская сборная России выполняла большой объём работы — порядка шести-семи часов тренировок в день. То есть тоже, что сегодня предлагает девочкам Пихлер. По истечении пяти лет возросли скорости и скорострельность, поэтому всё корректируется. Меняется построение тренировочного процесса, но, как говорят в России, пахоту ещё никто не отменял. У всех команд – настрой на работу, повышение нагрузок и интенсивности занятий. Мы должны выйти на новый результат, новый объём работы, который позволит нам завоевывать более высокие места.
Буквально недавно в Тюмени на сборе мужской команды я встречался с Альбиной Ахатовой и мы поговорили о гипернагрузках. В беседе Альбина вспомнила, как она готовилась в период с 2002 по 2006 годы. Она рассказала, как приходила с тренировок уставшая и не доходила до столовой, потому что не было сил сделать даже шага. Только после сна она могла что-то поесть. Девочки очень много тренировались, и этот труд привёл к тому, что сборная на протяжении трёх лет была лучшей командой в мире.
Ольга Зайцева прибудет на сбор 22 июня. Тренеры определят её состояние, возможности выполнения нагрузки. В апреле мы предварительно обговорили этот план. Для Ольги будет скорректирован персональный план, она будет по нему работать. Как только она почувствует, что может справиться с той нагрузкой, которая есть в команде "А", она сразу же подключится к её выполнению", – поведал Валерий Польховский в интервью biathlonrus.com.