Пресса о Тихонове

09.10.2015

«В Ижевске нам сказали, что не смогут сделать хороших винтовок»

 Легендарный советский и российский биатлонист Александр Тихонов рассказал корреспонденту «Известий» о возможностях замещения импортных патронов и винтовок на отечественные, а также о новом тренере национальной команды и климате в коллективе.

 
— В преддверии биатлонного сезона хотелось бы до конца прояснить ситуацию с импортными патронами, которые, как ранее сообщалось, тоже попали под санкции.
— Что касается национальной команды, никаких проблем нет. Мы решили все вопросы.
 
— Есть мнение, что отечественные винтовки и патроны вполне конкурентоспособны. Может, есть смысл перейти полностью на продукцию отечественного производителя, тем более что сейчас активно продвигают идеи импортозамещения?
— Мы давно врем во всех отраслях про импортозамещение, а чем замещать, скажите?
 
— К примеру, продукция Ижевского механического завода...
— Мы задали этот вопрос представителям Ижевского завода, но они сказали, что у них нет качественных винтовок, для того чтобы можно было использовать в спорте высших достижений. И с патронами тоже есть проблемы. Это пока сверху кулаком не стукнет Владимир Владимирович, бесполезно будет что-либо делать.
 
— Вы сами за то, чтобы перейти на отечественную продукцию?
— Все самые великие победы в биатлоне были завоеваны отечественным оружием, малокалиберные винтовки и крупный калибр были. Есть такое понятие — «ствол-патрон», у нас была винтовка БИ-7-2 и патроны «Олимп», которым не было равных. Их делали в городе Климовске. Я в свое время уговаривал Прохорова купить туда оснащение, станок стоил около €150 тыс. Ну какой-то патриотизм должен же быть у нас, кроме Куршевеля. В результате ничего не было сделано, там по-прежнему работают мастера, которые изготавливают эти патроны, но есть небольшие опасения, что иногда из тысячи один или два могут сфальшивить, а этого допускать на кубках мира и чемпионатах мира ни в коем случае нельзя. 
В преддверии зимней Олимпиады в Сочи на Красной площади в доме болельщиков я сказал, что у нас будет только первое общекомандное место. Во что не верил никто, и всё наше спортивное руководство говорило о том, что будет уже хорошо, если мы займем 3–4-е место, главное провести Олимпиаду. Но я настаивал, что, имея такие традиции и столько побед на зимних Олимпиадах, надо настраивать спортсменов только на первое место и никаких других моментов не должно быть. Вот именно из-за того, что я пошел вразрез с общим мнением, меня тогда и вычеркнули из списка почетных гостей. 
Мы россияне, мы лучше всех, и во всех отраслях должно быть так! 
Мы сколько лет пытаемся принять закон о допинге? В Италии, если у вас нашли запрещенный препарат, тот, который не входит в список итальянских, вы можете попасть в тюрьму. А мы столько раз попадаемся на допинге, столько лет позоримся на весь мир. Я лет 15 воевал, но бесполезно. Закон так и не принят, и причину не объясняют, продолжаем позориться. В общем, мы патриоты России, кулибиных у нас сколько хотите, просто никто, как всегда, ни за что не отвечает, вот в чем проблема.
 
— У нового тренера сборной России по биатлону немецкого специалиста Рикко Гросса что-либо получится?
— Гросс — величайший спортсмен современности, вопросов нет. Я не против, дай Бог ему, пусть работает. Другой момент, что школа все-таки всю жизнь была наша, советская. К нам приезжали спортсмены из ГДР, они нас снимали, что-то записывали постоянно, я отказывался при них тренироваться. Помню, меня вызвал председатель спорткомитета и сказал: «Мы обязаны делиться опытом». Я им отвечал, что мы готовим себе конкурентов. И вот, пожалуйста, через 5 лет сборная ГДР становится нашим основным конкурентом на долгие годы. 
Немецкая школа, конечно, сейчас отличается  дисциплиной, отношением к тренировочному процессу, патриотизмом, исполнением своего спортивного долга. Но большая проблема в том, что, приглашая иностранных специалистов, мы своих опускаем. Наши тренеры долгие месяцы в году не находятся дома, с октября по март, стоят на стрельбищах, мерзнут, как черти, но мы платим иностранцам в 10 раз больше, а своим — копейки.  Безусловно, у нас есть достойные специалисты, куда они делись? Просто кругом работают брат, сват, в связи с этим развалили дисциплину. Во главе компании стал, какой-нибудь «Иванов», притащил всех своих, а специалистов повыгоняли, и такой бардак сейчас во многих отраслях. Вот, к примеру, у меня была очень серьезная агрофирма, я собрал лучших специалистов из отрасли сельского хозяйства. Но я же не притащил туда биатлонистов! 
 
— Как оцениваете состояние нашей биатлонной сборной перед предстоящими стартами в Кубке мира?
— Команда может бороться за медали. У девушек немного посложнее, но я надеюсь на то, что в связи со многими изменениями в нашем виде спорта в благоприятную сторону всё может получиться. Благо и климат налаживается, и с новым президентом общий язык находим. Да и в коллективе стало полегче как-то работать. Там, где традиции были, они обязательно возродятся.

Нелли Тагирова, "Известия"
Другие материалы



0

Партнеры сайта